Консультация

(*)
Please type your full name.
(*)
Invalid email address.
Invalid Input

Обновить
Invalid Input

Опрос

Вы посетили наш сайт, т.к. Вам интересна услуга?
 
С 2013 года Новый закон о бухучете. PDF Печать E-mail
Добавил(а) oks   
06.11.12 16:36
Отчетность за 2012 год формируется по правилам, действующим по состоянию на 31 декабря 2012 года. А правила представления годовой отчетности в целом не претерпели радикальных изменений. Закон № 402-ФЗ обязывает компании сдавать отчетность в территориальный орган государственной статистики. Но эта обязанность в новинку лишь для компаний, находящихся на «упрощенке». Компании на “упрощенке” теперь будут обязаны вести бухучет, а также предоставлять отчетность в полном объеме. То есть заполнять бухгалтерский баланс, где помимо данных за истекший год нужно вносить данные и за 2 предыдущих года. При этом до сих пор остается открытым вопрос, потребуется ли в 2013-м году, когда закон вступит в силу, восстанавливать сведения бухучета за прошедшие 2 года (2012-й и 2011-й, когда бухучет еще не велся!). Возможно, в ближайший год Минфин даст пояснения по этому поводу.

Представление отчетности иным органам, а также ее публикация регламентируются другими законами. В частности, обязанности налогоплательщиков по представлению бухгалтерской отчетности устанавливает Налоговый кодекс.

Статья 6 нового закона по-прежнему разрешает индивидуальным предпринимателям (ИП) не вести бухучет, также от него освобождены филиалы и представительства иностранных компаний. Но малый бизнес в форме компании (например, ООО – наиболее частый вариант для малого бизнеса), увы, должен будет начать вести бухучет в полной версии уже с 1 января 2013-го.

Во что это выльется?

В дополнительное время на отчетность. Если расчет налогов и взносов к уплате в компании осуществляется своими силами, а не внешней компанией. Также это может вылиться в дополнительные расходы, если компания решит отдать ведение бухучета внешней компании, а это минимум 8 тыс. руб. дополнительных затрат в месяц, а может быть, и более (это зависит от количества операций компании). Но остается обнадежить малый бизнес тем, что ведение бухучета – не слишком затратная статья и будет, скорее всего, обходиться меньше чем в одну ежемесячную зарплату бухгалтера среднего уровня. Так что аутсорсить бухучет выгоднее, чем экстренно заводить своего бухгалтера. Внешний бухучет - достаточно гибкая конструкция, и в зависимости от ваших оборотов его стоимость может меняться, в том числе в пользу снижения.

Зато, начиная с 2013 года сдавать в ИФНС бухгалтерскую отчетность за квартал, полугодие и 9 месяцев не придется. Но в Законе № 402-ФЗ (п. 4 ст. 13) сказано, что промежуточная отчетность составляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Значительно расширено понятие «объекты бухгалтерского учета». В соответствии с Законом № 402-ФЗ к ним относятся: факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования деятельности экономического субъекта, доходы, расходы, иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Старый закон возлагал контрольные функции в области бухгалтерского учета на главбуха. Напомним: «Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств». С 2013 года законодатель эту обязанность за ним не закрепляет. Поэтому лицо, ответственное за контроль, нужно назначить отдельно.

Установлены квалификационные требования к главным бухгалтерам и иным лицам, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета. Если компания относится к ОАО, главбух должен иметь высшее профессиональное образование, причем закон не оговаривает, что именно экономическое. Если высшее образование не связано с бухучетом или аудитом, необходим стаж работы по специальности не менее пяти из последних семи лет. Переучиваться тем главным бухгалтерам, которые уже к 1 января 2013 года работают в ОАО, не надо. Они смогут совершенно на законных основаниях продолжать ведение бухучета. Даже если компания нарушит требования по квалификации главного бухгалтера, ответственности за это закон № 402-ФЗ не содержит.

Кроме того, право принять ведение бухгалтерского учета на себя остается только у руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства.

Стандарты бухгалтерского учета будут развиваться в направлении дальнейшего сближения с МСФО. Эта тенденция закреплена в Законе № 402-ФЗ. Но ПБУ 1/2008 позволяет компаниям использовать МСФО по вопросам, не урегулированным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, уже сейчас. Сегодня МСФО официально переведены на русский язык – они зарегистрированы в Минюсте России и опубликованы. Так что откладывать изучение международных стандартов «в долгий ящик» больше нельзя. И от внедрения элементов МСФО ваша учетная политика только выиграет. Например, следуя МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы», затраты на операционную систему компьютера в составе основных средств включают в его первоначальную стоимость.

Обратите внимание – аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности компании. Это совершенно справедливо, поскольку данный документ создает не сама компания, а иное лицо – аудиторская организация либо индивидуальный аудитор. Но компании, подлежащие обязательному аудиту, представляют аудиторское заключение в дополнение к обязательному экземпляру бухгалтерской отчетности. Теперь это можно сделать в течение года, следующего за отчетным.

А главная новость состоит в том, что за непредставление аудиторского заключения компаниям грозит большой административный штраф - в сумме 700 тысяч рублей. Он установлен новой статьей 15.37 КоАП РФ, вступающей в силу с 1 января 2013 года.

Отменяется обязанность применения экономическими субъектами (за исключением организаций государственного сектора) унифицированных первичных учетных документов. При этом пунктом 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ определены обязательные реквизиты для первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета. Получается, что с 2013 года компании сами разрабатывают и утверждают у руководителя формы первичных учетных документов, которые должны содержать все обязательные реквизиты из пункта 2 статьи 9 нового закона.

То есть, по новому закону любой первичный документ может быть разработан компанией самостоятельно. Например, путевой лист, акты приема и выбытия основных средств компания тоже будет утверждать приказом руководителя. Главное, чтобы документ содержал ряд обязательных реквизитов. Либерализация в сфере составления «первички» имеет и большое налоговое значение для компаний. Инспекторы больше не смогут предъявлять претензии к расходам, списанным не по форменным документам. Единственное, надо учитывать, что по новому закону руководитель компании обязан утверждать формы всех первичных документов независимо от того, какой используется бланк – унифицированный или нет. Понятно, что в целях упрощения своей работы многие компании смогут продолжить использовать в своей работе уже привычные типовые унифицированные формы, завизировав их у директора.

Кроме того, Закон № 402-ФЗ гласит, что в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну компании, определяет ее руководитель с учетом требований закона № 98-ФЗ . Так что режим коммерческой тайны может быть распространен по приказу директора и на документы, которые вполне попадают под всем привычное определение. Кроме того, даже если не вводить режим коммерческой тайны для таких документов, обязанности их представления по запросу третьих лиц закон № 402-ФЗ не содержит.

Хотелось бы отдельно сказать по вроде бы незначительному изменению – замене термина «имущество» в новом законе на термин «актив». Разница принципиальная. Когда речь идет об имуществе, то организация рассматривает объекты, которые существуют вне зависимости от самого бухучета. Это объекты сами по себе, с позиции юридических прав собственности. Активы – это элемент признания. Автомобиль как имущество существует вне зависимости от того, учтен он где-то или нет. Актив же – это результат работы бухгалтера. Автомобиль можно признать активом, если он приносит экономические выгоды. А если он стоит во дворе со спущенными колесами, то такое имущество собственник может признать разве что обязательством по его утилизации. Если компания обладает имуществом, совершенно необязательно у нее есть активы. У организации могут быть в этой связи и обязательства, и может вообще не быть объектов, подлежащих признанию в балансе.

Самая радостная новость для всех «вмененщиков»- с 2013 года переход на уплату ЕНВД станет добровольным, а не обязательным! Поэтому компании смогут решать вопрос о применении этого спецрежима самостоятельно, исходя из интересов налоговой нагрузки. Так что для некоторых компаний проблема раздельного учета операций по видам деятельности (п. 7 ст. 346.26 НК РФ) отпадет. То есть, теперь вы самостоятельно решаете, работать на ЕНВД или использовать другой, более привлекательный налоговый режим – упрощенную систему (если вы отвечаете условиям ее применения), патент (если ваш вид деятельности входит в перечень видов деятельности на патенте) или общую систему.

В любом случае перед тем, как принимать решение, стоит провести сравнительный анализ режимов, просчитать налоговую нагрузку при различных вариантах. Подумайте об этом заранее, потому как перейти на другой налоговый режим вы сможете только с начала календарного года (например, подав заявление на «упрощенку» до 31 декабря 2012 года).

Как при добровольном, так и при вынужденном отказе от ЕНВД в налоговую инспекцию необходимо подать заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД. Срок подачи – 5 рабочих дней с даты перехода на другой режим.

Изменения по ЕНВД в 2013 году коснутся и порядка расчета суммы единого налога в не полностью отработанном месяце. Так, сумму вмененного дохода за квартал, в котором компания начала работать на ЕНВД, будет рассчитываться не со следующего месяца (как в настоящее время), а с даты постановки на учет. Такое же правило будет применяться и при прекращении работы на «вмененке», т.е. по дату снятия с учета.

До 2013 года право использовать ЕНВД предоставлено тем компаниям и ИП, у которых среднесписочная численность не превышает 100 человек (пп.1 п.2.2 ст.346.26 НК). С 2013 года среднесписочная численность будет заменена на среднюю.

Получается, что расчетная численность увеличится и вот почему. В отличие от среднесписочной численности в среднюю входят также внешние совместители и работники, с которыми заключен гражданско-правовой договор.

Величины базовой доходности оставили без изменений, за исключением услуг по передаче во временное владение или пользование участков земли в целях размещения объектов общепита или торговой сети, если площадь земли не больше 10 кв. м. Если сейчас базовая доходность по такому участку равна 5000 руб., то с 2013 года она вырастет до 10000 руб.

Уточнены названия отдельных видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на ЕНВД. Так, к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств отнесены платные услуги по проведению техосмотра автомобилей на соответствие обязательным требованиям безопасности. Указанные услуги могут быть переведены на ЕНВД.

Уточнено понятие «розничная торговля». Установлено, что к указанному виду предпринимательской деятельности не относится реализация невостребованных вещей в ломбардах.

С 1 января 2013 года отчетность будет считаться составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Подпись главного бухгалтера не будет необходимой. Однако, на наш взгляд, редкий руководитель согласится подписывать отчетность без визы сотрудника, который эту отчетность составляет.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»  вступит в силу с 2013 года, однако необходимо заранее подготовиться к применению всех новшеств закона.

Итоги

С 1 января 2013 года действует новый закон о бухучете. Новшеств немало. Вот некоторые из них: компании будут сами разрабатывать и утверждать формы «первички», в некоторых случаях у главбуха обязательно должно быть профильное высшее образование, компании на упрощенной системе налогообложения будут обязаны вести бухучет в полном объеме, переход на уплату ЕНВД станет добровольным.

 

Важно

Про стоимость

Стоимость наших услуг по регистрации ИП-1000 рублей, ООО-3500 рублей. Окончательную стоимость услуг и обязательных нотариальных расходов, госпошлин уточняйте в офисе или по тел.273-64-66 Трудно мне одному дело подвинуть…Никак не найду зацепку. В общем, кажется мне,что один я кругом, а одной рукой, говорят, и узла не завяжешь. (Н.Корсунов)

Мы поможем

Зарегистрировать Вам свой бизнес, проконсультируем по налогообложению,  поможем определиться с выбором ООО или ИП для Вашего бизнеса, расскажем об интересующих Вас вопросах на понятном языке, а потом поможем Вашим друзьям и знакомым! Ну а если у Вас бизнес уже зарегистрирован - сможем помочь с ведением бухгалтерского и кадрового учета, провести внутренний экспресс-аудит в учете и делопроизводстве. Мы отправляем отчетность по ТКС. Так же предоставляем бухгалтерские услуги и физлицам, например, подготавливаем декларации 3-НДФЛ, т.е. помогаем возмещать налог НДФЛ при покупке жилья, обучении, лечении. С нами можно легко и просто сотрудничать, не выходя из офиса, удаленно через интернет.

Звоните, не стесняйтесь!Подмигиваю